Законы Мэрфи – законы жизни

Если какая-нибудь неприятность может произойти, она обязательно случится.
Этот закон был впервые сформулирован капитаном Эдвардом Мерфи на авиабазе Эдвардс в 1949 году. В то время он был инженером на проекте MX981 ВВС США. Целью проекта было определение максимальной перегрузки, которую способен выдержать человеческий организм. В один прекрасный день капитан обнаружил критическую ошибку, допущенную одним из техников при монтаже экспериментального оборудования, и сказал в его адрес фразу, ставшую прототипом закона Мерфи: "Если что-то можно сделать неправильно, этот человек так и сделает!"...
Читайте полностью здесь.



Физики не только делают великие открытия

Все, кто любит шутку, получат удовольствие, читая в приведённых ниже книгах небольшие юморески, и увидят за ними серьезную науку – физику с новой, быть может, неожиданной стороны. Люди всех профессий любят шутить, но эти шутки обычно не попадают в печать и бесследно исчезают. А жаль! Физический фольклор не менее интересен, чем любой другой, в нём отражена история науки, жизнь и быт ее создателей.
Физики шутят.
Физики продолжают шутить.



Высшее образование – пятно на всю жизнь

Знаете, что отличает людей с высшим образованием? Знания? Неее... Это не главное! Человек, прошедший этот путь, учится в первую очередь быть хитрым, изворотливым, выпутываться из экстремальных ситуаций в кратчайшие сроки, уметь договариваться хоть с самим Чёртом, и (о, Боже, Боже!) давать взятки. Также эти люди способны выполнить огромный объём умственной работы опять же в сжатые сроки, не спать сутками, при этом питаясь подножным кормом, или ещё хлеще – «Дошираком»... Эти люди сохраняют позитивный взгляд на жизнь при любых обстоятельствах, их девиз: «Ерунда! Прорвемся!». Это – страшные люди. Они могут всё!!!



Дневник завлаба

Если вы считаете, что Михаил Задорнов придумывал то, о чём рассказывал со сцены, то это не так. Самые смешные случаи получаются сами по себе, они из жизни, они есть сама жизнь! Для доказательства этого утверждения заведующий лабораторией решил вести дневник. В нём всё – чистая правда, ни слова вымысла. Дневник завлаба читаем здесь.



Достижения и открытия

Мы с превеликой радостью отмечаем рекордные результаты экспериментов и фундаметальные открытия (вернее, закрытия), совершаемые студентами. Пока коллекция невелика, но всё ещё впереди!!!


6 марта 2012 года студенты группы 431, выполняя работу "Определение ширины запрещённой зоны", нагрели образец до температуры 132 К. Хотя этот рекорд бледнеет перед результатом политеховских судентов: в работе, связанной с низкими температурами, они охладили образец до -283 °Ц.

25 апреля 2012 года студенты 443 группы добились от вакуумного триода коэффициента усиления по напряжению 1400000. Результат, достойный Нобелевской премии!

17 мая 2012 года студенты 443 группы представили отчёт об исследовании уникального вакуумного триода, у которого крутизна, определённая из анодной характеристики, составляла 35000 мА/В, а из анодно-сеточной 3500 мА/В.

23 мая 2012 года студенты 433 группы, пользуясь одним-единственным образцом, измерили зависимость подвижности носителей от концентрации примесей.

6 июня 2012 года. Новости с экзамена в группе 442.
Во-первых, выяснилось, что удельный заряд электрона меньше, чем считалось ранее, в 10^22 раз, то есть не 1.76*10+11, а 1.76 *10-11. В ближайшее время заявка должна поступить в Нобелевский Комитет. Поздравляем будущих лауреатов!!!
Во-вторых, оказалось, что мечта фантастов о топливе для звездолетов валяется буквально под ногами: сегодня же было сделано еще более сенсационное открытие: любое твердое тело состоит из электронов и позитронов!! Ядерный реактор у нас в кармане! Чайной ложки этого вещества хватит, чтобы долететь до Альфа Центавра! Запись добровольцев на полет открывается уже завтра! Спешите, количество мест ограничено!!!

28 декабря 2012 года на зачёте по электронике студент группы 442 представил на рассмотрение водопроводную модель атома.

14 февраля 2013 года студенты группы 442 открыли обратный ток в вакуумном диоде. Пока только теоретически. Идёт разработка методики проведения эксперимента, который подтвердит теоретические предположения.

7 марта 2013 года в канун женского дня студентами 442 группы при выполнении лабораторной работы "Вакуумный диод" обнаружен эффект увеличения релятивистской массы электрона при ускоряющем напряжении 5 В.

27 марта 2013 года. Благодаря студентам группы 435 появилась возможность разоблачить международное мошенничество в супермегаособкрупных размерах. При выполнении лабораторной работы «Вакуумный диод» удалось «вырвать» электроны из материала с работой выхода 8,4*10^14 эВ. И это на лабораторной установке, помещающейся на столе!!!
Возникают вопросы к разработчикам Большого Андронного Коллайдера:
1. На что потрачены миллиарды, если максимальная энергия коллайдера всего 10^12 эВ?
2. Подо что используются тысячи гектаров престижных дорогостоящих земель в центре Европы, на которых построена эта никчёмная труба?

12 марта 2014 года. Новый семестр – новые рекорды, или хотя бы повторение старых. Студенты группы 441, к сожалению, не смогли побить рекорд студентов группы 435 (см. запись от 27.03.2013), но получили точно такой же результат! Работа выхода те же 8,4*10^14 эВ. Такое постоянство результатов говорит о справедливости вопросов к разработчикам Большого Андронного Коллайдера. И что поразительно – в отчёте по работе допущены те же самые ошибки. Воистину постоянство – признак мастерства. Мастерства в списывании.

27 марта 2014 года физики-фундаментальщики, студенты 440 группы, открыли островковый эффект в вакуумном диоде. До сегодняшнего дня его замечали только в многоэлектродных лампах. Смотри, например, здесь.

На экзамене 29 мая 2018 г. студенты гр. 436 ввели новые термины в теорию электронных приборов СВЧ:
1) замедляющий резонатор;
2) электроположительный электрон.

Также на этом зкамене усовершенствована теория эффекта Шоттки в вакуумном диоде. Согласно новым воззрениям, эффект Шоттки возникает, если мы увеличиваем магнитное поле.

На этом же экзамене была судественно усовершенствована теория вакуумного диода. Согласно новым воззрениям вольтамперная характеристика диода выглядит так:

Внимание! Она строится в осях ТОК-ВРЕМЯ! Прежние представления, когда характеристика рисовалась в осях ТОК-НАПРЯЖЕНИЕ, признано устаревшим!

В январе 2019 года на экзамене по физике полупроводников студент расщепил электрон. Заявка в Нобелевский комитет отправлена.

Ещё один экспериментальный график. Работа «Биполярный транзистор», входная характеристика этого самого транзистора, то есть фактически вольт-амперка p-n перехода. В теории она видится как экспонента. У студентов получилась весьма своеобразная экспонента... А может, это Нобелевская премия? Тем более, что прямое напряжение достигает 1000 В, хотя источник Е2 больше 30 В дать не может! Получается усилитель напряжения на p-n переходе!!! Тут и до вечного двигателя рукой подать.



23 апреля 2024 г. при выполнении лабораторной работы «Запрещённая зона» в составе установки был обнаружен термо-эволюционный вольтметр.

6 мая 2024 г. в составе установки «Вакуумный триод» студенты нашли сипегирующие резисторы.



Цитаты

Наши преподаватели бережно и с удовольствием собирают ответы студентов на экзаменах, зачётах, лабораторных работах. Но не все, а только порождённые перегретыми студенческими головами. Впрочем, и студенты сообщают о забавных высказываниях преподавателей. Пока коллекция невелика, но она пополняется благодаря вам!!!


Магнитное зеркало - это поверхность, которая способна полностью или частично отражать магнитные волны.

Магнитное поле можно считать адиабатическим, если после каждого малого изменения поля должна устанавливаться его новая температура.

В работе "Вакуумный триод" используется метод переменной составляющий, требующий подачи на лампу синусоидального сигнала с заданными параметрами.
Преподаватель:
– Какая должна быть величина сигнала?
Первый студент читает "советы" к работе:
– От 10 до 50 килогерц.
– Это частота. А напряжение?
Второй студент, пролистав описание установки:
– Не более 10 миллиампер.

При вычислении тангенса угла около 30 градусов у студентов, сдающих отчёт по лабе, получился результат 800.
Преподаватель: – Этого не может быть.
Студент:
– Но у меня так получилось!
– В соответствии с правилами тригонометрии у такого угла не может быть тангенс, равный 800.
– Значит, это неверные правила!!

– Как ионизировать атом?
– Нужно изменить знак у электрона.

Вывод в отчёте по лабораторной работе:
«Наш дружный коллектив (из 2 человек и кошечки) смог определить время жизни и диффузионную длину неосновных носителей заряда».

Преподаватель:
– По какому закону меняется поле сил зеркального отображения?
Студент:
– По принципу суперпозиции полей.

Ответ на экзамене по электронике:
– Периодическое изменение скоростей электронов может быть осуществлено с помощью полового резонатора, возбуждённого от внешнего источника СВЧ колебаний.

– Что такое оптическая ось кристалла?
– Это ось, вокруг которой крутится кристалл.

– При желании сопротивление нагрузки можно подключить параллельно сопротивлению коллектора.

– Что такое диффузионная длина?
.
– Хорошо, это формула. А словами определение можете дать?
– Это квадратный корень из произведения коэффициента диффузии и времени жизни!

– Почему собственный полупроводник электронейтрален?
– Потому что электроны и дырки имеют нулевой заряд.

– А что это у вас за j в формуле?
– ???
– Ладно, а чему равен квадратный корень из -1, вы знаете?
Студент (обиженно):
– Вы меня что? За идиота принимаете?...

Принцип действия биполярного транзистора в изложении студента, кипящего на экзамене:
– Протекающий вдоль затвора ионный ток возбуждает магнитное поле, наводящее проводимость между базой и коллектором.

– Диффузионная длина – это расстояние, на котором концентрация носителей уменьшается в электрон раз.

На экзамене по вакуумной электронике.
Студент:
– Магнетрон – это протяжённый коаксиальный провод.
– А где же там вакуум?
Студент:
– ?...

В работе "Вакуумный диод" можно из результатов эксперимента определить удельный зяряд электрона.
Преподаватель:
– Какие экспериментальные данные нужно использовать для определения удельного заряда электрона?
– А зачем "мучиться"? Ведь в справочнике всё написано!

Нужно определить заряд электрона.
Студент:
– Всё очень просто. Ток – это dq/dt. Берём ток, интегрируем и получаем заряд.

– В вакуумном диоде находится нейтрально заряженный газ.

Студент, основываясь на своей чуткой физической интуиции, утверждает, что в эффекте Холла электроны и дырки смещаются к противоположным граням кристалла. Преподаватель просит его определить направление силы Лоренца для обоих типов носителей заряда. Студент героически берет векторное произведение, после ненавязчивого напоминания учитывает заряд и выясняет, что – о, чудо! – силы направлены в одну сторону.
Преподаватель:
– Итак, что у нас получилось с силами и направлением смещения зарядов?
Студент (уверенно):
– На электроны и дырки сила действует в одну сторону.
И, немного подумав, добавляет с надеждой:
– Но отклоняться они будут в разные стороны…

Неупругое соединение – это когда выделяется аш-ню.

Преподаватель:
– Что в вашей формуле обозначено буквой с?
Студент (уверенно):
– Скорость света!
Преподаватель (бодро):
– Нет!
Студент (удивленно):
– Теплоёмкость?!
Преподаватель (радостно):
– Нет!!!
Студент (с отчаянием):
– ???!!!!!!
– Мда…А вот как вы думаете, если мы с вами окажемся в открытом космосе, вы меня услышите?
– Конечно!
– Как?!!!
– Так я же не дурак в космос без скафандра выходить!

Студент сдаёт отчёт по лабораторной работе «Время жизни»:
– ... А это – график времени жизни:

Преподаватель:
– ???
– А справа – это попугай отгрыз.

– Какое расстояние между дном запрещённой зоны и примесным уровнем?
– Десять в тринадцатой.
– Чего?
– Сантиметров.

В протоколе измерений по работе "Полупроводниковый диод" неразборчиво написано, в каких единицах измерен ток обратной ветви вольтамперной характеристики.
Завлаб, проверяя протокол, спрашивает:
– В каких единицах измеряли обратный ток?
В ответ тишина. Ещё раз, уже с подсказкой:
– Прямой ток измеряли в миллиамперах, а обратный в чём?
Опять тишина и пожимание плечами. Сзади подсказывают:
– В "единица на миллиампер"!

– Профессор, Вы задаёте явно неудачные вопросы!
– Это почему же?
– Потому что я не знаю на них ответы.

Сдаётся допуск по лабораторной работе "Вакуумный диод". Преподаватель:
– Какие напряжения на электродах диода?
– Нулевые...
– ???
– ... но он всё равно работает!
Ну как тут не вспомнить крылатую фразу Галилео Галилея!

– Чем вызвано свечение газа при тлеющем разряде?
– Тем, что электрон при столкновении испускает фотон.

– Как добиться максимального усиления усилителя на триоде?
– Занулить внутреннее сопротивление лампы.

– Электрон, пролетая мимо дырки, совершает вращательные и поступательные движения, вследствие чего и происходит рекомбинация.

– Величина падения потенциала на катоде перпендикулярна направлению движения электрона.

– Здравствуйте, я пришёл работу делать.
– Какую?
– Любую.
– Такой работы у нас нет...

– Ну ладно, физику вы не знаете, а вот, к примеру, откуда фраза: "А счастье было так возможно, Так близко!"?
– "Гроза" Островского... или... "Чайка" Чехова...

Допуск по работе «Биполярный транзистор». Вопрос преподавателя:
– Почему носители заряда попадают из базы в коллектор, несмотря на высокий потенциальный барьер?
Ответ:
– На границе базы и коллектора электроны и дырки размножаются и за счёт ударной ионизации туннелируют через барьер и вызывают лавинный и тепловой пробой.

– Что такое пространственный заряд?
– Это когда электроны и дырки собираются вместе в заряженном пространстве.

– Какова проницаемость сетки триода?
– Сердце подскажет...

– При нагреве полупроводникового диода появляется внутреннее поле, которое приводит к увеличению диффузионного тока.

– Эффект Шоттки – это эффект ограничения тока потусторонними силами.

– Что такое вторичная электронная эмиссия?
– Это когда электроны вылетают со второй попытки.

На комиссионной пересдаче по электронике выснилось, что магнитное поле направлено не от севера к югу, а от плюса к минусу.

Студент отвечает про p-n переход.
– Из-за ОПЗ электрон и дырка уже не могут встретиться.

Преподаватель:
– Нарисуйте зонную диаграмму p-n перехода диода.
Через 10 минут.
– Ну и где зонная диаграмма диода?
– А разве это одно и то же?..

– Как увеличить потенциал анода?
– Нагреть.

– В чём измеряется электрическое поле?
– В киловаттах.

– В уравнение скоростной модуляции электронного пучка клистрона входит невозможный угол пролёта.

Защита курсовой работы.
– Для чего нужны аппаратные генераторы случайных чисел?
– Чтобы я написал курсовую работу.

– Электрон в однородном магнитном поле движется по направлению тока.

– Вторичная эмиссия возникает под воздействие магнитного поля.

– Взрывная эмиссия – это эмиссия под воздействием химического реагента.

Преподаватель:
– Что помните?
Студент:
– Помню мало и не то...

– При движении электрона в скрещенных электрическом и магнитном полях одно поле мешает другому.

– Есть впечатление, что магнитное поле влияет на движение электрона.

Защита выпускной квалификационной работы. Студент подошёл к последней части доклада, к выводам:
– На основании теоретических расчётов и проведённого эксперимента можно сделать какие-никакие выводы.



Ответный удар

Наивно думать, что смешные высказывания допускают только студенты. Преподаватели тоже не отстают, только не говорят об этом администратору нашего сайта. Однако студенты собирают свою коллекцию перлов. Наша коллекция невелика, но надеемся, что она пополнится благодаря вам!!! Сообщите завлабу любым удобным способом. Анонимность гарантируется.

Одной из характеристик солнечной батареи является напряжение холостого хода, которое обозначается Uхх.
Лектор:
– При некоторых условиях Uк примерно равно Uхх...
В аудитории оживление.
– И это вам не "ха-ха"!

Среди лекции кто-то громко чихнул.
Лектор:
– Будьте здоровы! И помните, что медики в своих ВУЗах учатся ещё хуже, чем вы в своём.

Одна из групп ВК студентов-радиофаковцев в качестве логотипа выбрала эту фотографию:



– Хочу обратить ваше внимание на тот факт (смотрит на доску), который я стер...

– Возьмем N точек. Нет, N мало! Возьмем M.

– Не нажимайте две кнопки на осциллографе одновременно, а то потом приходит завлаб с ножом и их выковыривает. А меня спрашивает: "КТО ЭТО СДЕЛАЛ???!!!". И мне приходится ему говорить...

– Отнять или вычесть – это зависит от того, где берем функцию.

Опоздавшей студентке:
– Девушка, раз уж Вы пришли, то быстро раздевайтесь и начинайте работать.

– Дырки отваливаются целыми кусками...

– Смотрим в книгу и видим... выражение для лапласиана в сферических координатах.



Творчество судентов

Даже в таком серьёзнейшем и ответственнейшем деле, как выполнение лабораторных работ по электронике, требующем напряжения всех интеллектуальных способностей и занимающем все ресурсы мозга, студенты находят время для шутки юмора. И это замечательно!

Студент, пожелавший остаться неизвестным, прислал своё видение архитектруры компьютера


Здесь вам не там, здесь вам не коллайдер! Комикс прислали студенты гр. 446 (2011/12 уч. год).

Есть шутка юмора в тему? Не сомневайтесь, присылайте!